Тема «Школьный пресс - центр» (урок мастерская)
«Начинайте с себя!»
Л.Н.Толстой
ДЦ: создать условия для
формирования у детей навыков самостоятельной работы по проектированию и организации подразделений
школьного пресс-центра
Цели по содержанию:
- образовательная: способствовать формированию знаний учащихся об
особенностях профессии журналиста и основных
видах журналистики;
- развивающая: способствовать развитию познавательной активности
учащихся, их творческих способностей, развитию коммуникативной и рефлексивной
компетентностей;
- воспитательная: создать условия для воспитания навыков
сотрудничества, умения слушать и работать в группе; воспитания любви и уважения
к русскому языку.
Основные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- проблемное изложение материала
- частично-поисковый
Форма организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
Средства обучения:
- интерактивная доска;
- раздаточный материал для
групповой работы;
- презентация учителя
- документкамера;
- цифровой фотоаппарат;
- компьютер.
-
1. Индукция (индуктор «темная комната»)
- Когда
человек попадает в темную комнату, то ему поскорее хочется выйти из нее. Он
начинает искать дверь. Но люди все разные, и поступают они по-разному.
Предложите свои варианты решения данной проблемы?
(- один
начинает метаться из стороны в сторону, наталкиваясь на стены, набивая себе
шишки. Неожиданно находит окно и, думая, что это и есть выход, использует его.
А вдруг это не на первом этаже?
- другой,
полагаясь на свою интуицию, сразу же идет по направлению к двери и быстро
выходит из комнаты. Но это случай, а вдруг интуиция подведет?
- третий
останавливается и начинает размышлять. Если под рукой нет спичек, сотового,
чтобы посветить, он начинает полагаться на слух, осязание, обоняние, т.е.
на то, что у него есть. Вначале он
определяет, откуда раздается шум, значит в этом направлении окно или дверь.
Почувствовав, где холоднее, а где теплее, определяет точное направление выхода
из комнаты.)
- Вот
так же каждый из нас, решая какую-либо проблему, попадает в темную комнату, из
которой нужно найти выход – верное решение проблемы. Сегодня нам предстоит с
вами найти выход из темной комнаты с табличкой «Школьный пресс-центр», ключом к
двери является ответ на вопрос «Что такое пресс-центр и какова его примерная
структура?»
Средства массовой информации
играют важную роль в жизни человека. Во многих образовательных учреждениях
появляются свои газеты, журналы, альманахи, выходят стенные газеты и
компьютерные газеты, реализуются проекты "Классная газета" и
"Школьный ПРЕСС - Центр". Поэтому среди учеников нашей школы на
страницах газеты «Школьный меридиан» было проведено анкетирование, которое
выявило желание ребят создать в школе
единый информационный орган – пресс-центр. Но что это такое и каковы его
функции, какова структура, каждый представлял себе по-разному.
( Ознакомление
с маршрутом поиска – слайд)
2. Деконструкция
- С чего
начинается создание пресс-центра, любой
фирмы, корпорации? (с поиска единомышленников). В таком случае отправляемся в
отдел кадров для поиска журналистов, поскольку нам предстоит с вами
создать свой пресс-центр.
А. В любом пресс-центре, конечно же, главным лицом является
журналист. Попробуйте составить словесный портрет идеального журналиста. Какие
ассоциации – толкования у вас возникают со словом «журналист». Расставьте эти
качества по степени их важности для профессии журналиста (работа на интерактивной доске,
прием кластера:)
профессионал
честный
Журналист коммуникабельный
активный
грамотный
порядочный
В. Для того, чтобы вы привыкли к своей группе, выявили лидера, предлагаю вам прочитать
цитаты о профессии журналиста, выбрать
одну из них, прокомментировать, выразив свое отношение одной из фраз:
соглашаюсь и разделяю, сомневаюсь и размышляю, отрицаю и аргументирую
(групповое
обсуждение своих цитат (см. приложение №1) и затем выступление представителей
от каждой группы. Слайд с заданием
проектируется)
3. Формирование информационного запроса (в
кабинете редактора)
Итак, группы
единомышленников у нас созданы. Сейчас вам предстоит создать свои корпорации в
зависимости от выбранного вида журналистики: газетной, тележурналистики,
Интернет-журналистики и радиожурналистики. Для этого отправляемся в кабинет редактора. (слайд).
- На какие
вопросы, как вы думаете, вы должны ответить себе в первую очередь? (Что? Для
кого? Для чего? Какие темы? и т.д.)
Заявите о своем выборе и подготовьте презентацию своей корпорации.
4.
Реконструкция:
групповая работа, представление результатов деятельности, обсуждение
( работа в типографии,
теле(радио)студии)
·
Газета (журнал) -
(работа на компьютере)
·
Телепередача -
(работа с документ-камерой, на компьютере)
·
Веб-сайт - (работа
на компьютере)
·
Радиопрограмма
(Группы работают, ориентируясь на выданные
для каждой корпорации рекомендации (см.
приложение №2)
5. Рефлексия (слайд)