Тема «Школьный пресс - центр» (урок мастерская)
«Начинайте с себя!»
Л.Н.Толстой
ДЦ: создать условия для формирования у детей навыков самостоятельной работы по проектированию и организации подразделений школьного пресс-центра
Цели по содержанию:
- образовательная: способствовать формированию знаний учащихся об особенностях профессии журналиста и основных видах журналистики;
- развивающая: способствовать развитию познавательной активности учащихся, их творческих способностей, развитию коммуникативной и рефлексивной компетентностей;
- воспитательная: создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать и работать в группе; воспитания любви и уважения к русскому языку.
Основные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- проблемное изложение материала
- частично-поисковый
Форма организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
Средства обучения:
- интерактивная доска;
- раздаточный материал для групповой работы;
- презентация учителя
- документкамера;
- цифровой фотоаппарат;
- компьютер.
-
1. Индукция (индуктор «темная комната»)
- Когда человек попадает в темную комнату, то ему поскорее хочется выйти из нее. Он начинает искать дверь. Но люди все разные, и поступают они по-разному. Предложите свои варианты решения данной проблемы?
(- один начинает метаться из стороны в сторону, наталкиваясь на стены, набивая себе шишки. Неожиданно находит окно и, думая, что это и есть выход, использует его. А вдруг это не на первом этаже?
- другой, полагаясь на свою интуицию, сразу же идет по направлению к двери и быстро выходит из комнаты. Но это случай, а вдруг интуиция подведет?
- третий останавливается и начинает размышлять. Если под рукой нет спичек, сотового, чтобы посветить, он начинает полагаться на слух, осязание, обоняние, т.е. на то, что у него есть. Вначале он определяет, откуда раздается шум, значит в этом направлении окно или дверь. Почувствовав, где холоднее, а где теплее, определяет точное направление выхода из комнаты.)
- Вот так же каждый из нас, решая какую-либо проблему, попадает в темную комнату, из которой нужно найти выход – верное решение проблемы. Сегодня нам предстоит с вами найти выход из темной комнаты с табличкой «Школьный пресс-центр», ключом к двери является ответ на вопрос «Что такое пресс-центр и какова его примерная структура?»
Средства массовой информации играют важную роль в жизни человека. Во многих образовательных учреждениях появляются свои газеты, журналы, альманахи, выходят стенные газеты и компьютерные газеты, реализуются проекты "Классная газета" и "Школьный ПРЕСС - Центр". Поэтому среди учеников нашей школы на страницах газеты «Школьный меридиан» было проведено анкетирование, которое выявило желание ребят создать в школе единый информационный орган – пресс-центр. Но что это такое и каковы его функции, какова структура, каждый представлял себе по-разному.
( Ознакомление с маршрутом поиска – слайд)
2. Деконструкция
- С чего начинается создание пресс-центра, любой фирмы, корпорации? (с поиска единомышленников). В таком случае отправляемся в отдел кадров для поиска журналистов, поскольку нам предстоит с вами создать свой пресс-центр.
А. В любом пресс-центре, конечно же, главным лицом является журналист. Попробуйте составить словесный портрет идеального журналиста. Какие ассоциации – толкования у вас возникают со словом «журналист». Расставьте эти качества по степени их важности для профессии журналиста (работа на интерактивной доске, прием кластера:)
Журналист коммуникабельный
грамотный
порядочный
В. Для того, чтобы вы привыкли к своей группе, выявили лидера, предлагаю вам прочитать цитаты о профессии журналиста, выбрать одну из них, прокомментировать, выразив свое отношение одной из фраз: соглашаюсь и разделяю, сомневаюсь и размышляю, отрицаю и аргументирую
(групповое обсуждение своих цитат (см. приложение №1) и затем выступление представителей от каждой группы. Слайд с заданием проектируется)
3. Формирование информационного запроса (в кабинете редактора)
Итак, группы единомышленников у нас созданы. Сейчас вам предстоит создать свои корпорации в зависимости от выбранного вида журналистики: газетной, тележурналистики, Интернет-журналистики и радиожурналистики. Для этого отправляемся в кабинет редактора. (слайд).
- На какие вопросы, как вы думаете, вы должны ответить себе в первую очередь? (Что? Для кого? Для чего? Какие темы? и т.д.) Заявите о своем выборе и подготовьте презентацию своей корпорации.
4. Реконструкция: групповая работа, представление результатов деятельности, обсуждение
( работа в типографии, теле(радио)студии)
· Газета (журнал) - (работа на компьютере)
· Телепередача - (работа с документ-камерой, на компьютере)
· Веб-сайт - (работа на компьютере)
· Радиопрограмма
(Группы работают, ориентируясь на выданные для каждой корпорации рекомендации (см. приложение №2)
5. Рефлексия (слайд)